На фоне сообщений о возможном бегстве президента Андри Радзуэлины из Антананариву на французском военном самолете и требований его отставки, РБК представляет комментарии о глубоком кризисе на Мадагаскаре. Этот информационный материал рассматривает причины, по которым страна оказалась в столь сложном положении.
Парадокс развития
Мадагаскар, страна, где обязательное школьное образование появилось в 1876 году, на пять лет раньше, чем во Франции, сталкивается с уникальным парадоксом. С 1970 года, без каких-либо вооруженных конфликтов, государство неуклонно беднеет. По данным Всемирного банка, подушевой ВВП за период 1960-2020 годов сократился на 45%, поскольку рост экономики не поспевает за демографией. Скромные достижения в отдельные периоды стабильности постоянно нивелируются политическими кризисами. Так, если в 2012 году, в тяжелый период международных санкций и изоляции, за порогом бедности проживало 72,5% населения, то к моменту переизбрания Андри Радзуэлины в конце 2023 года эта цифра достигла 78%.
Природные бедствия и социальная катастрофа
К экономическим трудностям добавляются регулярные природные катаклизмы. Тропические циклоны обрушиваются на восточное побережье 2-3 раза в год, принося масштабные разрушения и ежегодно обходясь стране минимум в 1% ВВП. Например, в 2022 году четыре циклона сократили подушевое потребление на 30%. Еще одна острая проблема – социальная катастрофа на пораженном засухами юге Мадагаскара, известном как «красная зона». В этом регионе практически отсутствуют правительственные структуры и правоохранительные органы, а ситуация отдана на откуп неправительственным организациям (НПО) с плачевными результатами. Юг превратился в «кладбище гуманитарных инициатив», где процветают бандитизм и кражи скота, усугубляющиеся в периоды голодных лет (кере). Жители этих районов вынуждены бежать, образуя трущобные полуаграрные пригороды вокруг столицы.
Слабость институтов и разрыв между элитами и населением
Одной из ключевых причин системного кризиса является не просто слабость государственных институтов, а их превращение в полумафиозную, коррумпированную и непрозрачную систему, где бюрократы и политики тесно связаны между собой. Отсутствуют действенные механизмы обратной связи между элитами и преимущественно бедным населением. Само население атомизировано и не формирует альтернативных общественных сил. Политические партии часто не хватает стабильности, они оформляются уже после выборов, а депутаты парламента, по сути, являются бюро по регистрации спущенных сверху законов, не имея связи с избирателями. В результате, в периоды социальных кризисов власти не имеют опоры, что часто приводит к фатальным последствиям. Каждое новое правительство вынуждено начинать «с нуля», разрабатывая хаотичные и бессистемные программы без внимательного анализа, учета и изучения опыта предшественников.
Социокультурные факторы
Некоторые эрудированные собеседники, включая малагасийцев, объясняют парадокс развития также определёнными социокультурными установками. В сельском хозяйстве, где занято до 70% населения (из которых 90% – бедняки), земля часто воспринимается как принадлежащая предкам, а не живым. Это приводит к нежеланию инвестировать в неё. Различные табу, например, запрещающие возделывать рис в определённые дни или высаживать конкретные культуры на определённых участках, требуют значительных затрат времени и средств на ритуалы умиротворения предков, что глубоко «вгрызается» в семейные бюджеты. В регионах выращивания ванили фермеры не всегда откладывают средства в периоды благоприятных для них скачков цен, предпочитая тратить заработанное на дорогие угощения. Однако большинство экспертов склоняются к мнению, что эти социокультурные особенности являются скорее следствием, нежели первопричиной тупика развития, представляя собой попытки справляться с непредсказуемыми катаклизмами рынка в условиях отсутствия системных решений.
Таким образом, кризис на Мадагаскаре – это сложная совокупность исторического экономического упадка, постоянных природных бедствий, системной коррупции и слабости государственных институтов, а также глубокого разрыва между властью и населением. Эти факторы создают цикл, из которого стране крайне трудно выбраться.


























