Прага запрещает прокат электросамокатов: новый этап в регулировании городской мобильности

Столица Чехии, Прага, готовится к значительному изменению в сфере городской мобильности, объявляя о полном запрете на прокат электрических самокатов. Решение, которое вступит в силу с 1 января 2026 года, призвано упорядочить общественное пространство и повысить безопасность пешеходов, реагируя на растущее недовольство жителей и проблемы, связанные с бесконтрольным использованием этого вида транспорта.

Причины запрета и недовольство горожан

Долгое время электрические самокаты, доступные через сервисы проката, вызывали множество нареканий со стороны пражан. Основными причинами для запрета стали жалобы на создание опасности для пешеходов, блокировку тротуаров и парковочных мест, а также общее ощущение хаоса, особенно в центральных туристических районах. Власти города подчеркнули, что зачастую самокаты использовались туристами скорее как развлечение, чем как полноценное средство передвижения, что способствовало беспорядку на улицах.

Зденек Гржиб, глава Чешской пиратской партии и член городской администрации, отвечающий за транспорт, выразил удовлетворение принятым решением в социальных сетях. Он заявил, что это положит «конец эры электросамокатов» и позволит ввести четкие правила, направленные на «очищение общественного пространства от неконтролируемого движения». Кроме того, городские власти указали на статистику, свидетельствующую о более высоком уровне аварийности среди пользователей электросамокатов по сравнению с велосипедистами.

Детали и контраст с велосипедами

Важно отметить, что в то время как для прокатных велосипедов – как обычных, так и электрических – вводятся новые, более строгие правила парковки, электросамокаты под их действие не подпадают. Это фактически означает их полный запрет, поскольку без возможности парковки и операционной базы прокат становится невозможным. Таким образом, городские власти проводят четкую грань между различными видами микромобильного транспорта, отдавая предпочтение тем, которые, по их мнению, лучше интегрируются в городскую среду.

Реакция операторов проката

Решение пражских властей вызвало разочарование у компаний, предоставляющих услуги проката электросамокатов. Один из крупнейших операторов, компания Lime, выразил сожаление по поводу запрета. Директор Lime в Чехии, Вацлав Петр, отметил, что в городах, где ведется «конструктивный диалог» между властями и операторами, самокаты могут «отлично работать и приносить пользу гражданам». Компания также представила данные, согласно которым арендованными самокатами в Праге чаще пользуются местные жители, нежели туристы, оспаривая один из аргументов городских властей.

Широкий европейский контекст

Прага не является единственным европейским городом, который сталкивается с вызовами, связанными с распространением электросамокатов, и вводит ограничения. По всей Европе наблюдается тенденция к ужесточению правил использования этого вида транспорта:

  • Париж и Мадрид пошли по пути полного запрета на прокат электросамокатов, ссылаясь на аналогичные проблемы с безопасностью и порядком.
  • В Италии введены обязательные требования для самокатчиков, включая ношение шлемов и наличие страховки.
  • Финляндия ввела возрастной ценз, запретив использование электросамокатов лицам младше 15 лет.

Эти примеры показывают, что Прага следует общеевропейскому тренду переосмысления роли электросамокатов в городской инфраструктуре и поиске баланса между инновационной мобильностью и благополучием горожан. Запрет проката электросамокатов в Праге с 2026 года станет знаковым событием, определяющим новые направления в регулировании городской среды и транспорта.